Сморщенная кожа и облысение верные спутники процесса старения. Что если их можно обратить? Кешав Сингх, доктор медицинских наук, и его коллеги, только что сделали это на модели мыши. Если индуцировать мутацию, ведущую к митохондриальной дисфункции, у мышки всего за несколько недель появляются морщинки и масштабное выпадение шерсти. А если функции митохондрий восстановить, путем отключения гена, ответственного за эту дисфункцию, мышка снова становится счастливой обладательницей гладкой кожи и пушистого меха, ничем не отличающейся от здоровой мыши такого же возраста.
«Насколько нам известно, эти результаты беспрецедентны», – сказал Сингх, профессор генетики в медицинской школе при университете Алабамы в Бирмингеме.
Важно отметить, что мутация, затрагивает функции митохондрий. Это мельчайшие органеллы, известные как энергетические станции клеток, они обеспечивают 90 процентов химической энергии, нужной клетке для выживания.
У людей ухудшение митохондриальных функций наблюдается по мере старения организма, и вызывает возрастные заболевания. Истощение митохондриальной ДНК вызывает митохондриальные болезни, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, возрастные неврологические расстройства и рак.
Эта мышиная модель, – говорит Сингх, – обеспечит беспрецедентную возможность для развития превентивных и терапевтических стратегий по разработке лекарственных препаратов для усиления функций митохондрий с целью лечения возрастных кожных патологий и патологий волосяного покрова, и других заболеваний людей, в которых дисфункция митохондрий играет неоспоримую роль.
Мутация в мышиной модели запускается когда антибиотик доксициклин добавляют в еду или питьевую воду. Это приводит к истощению ДНК т.к. белок, реплицирующий ДНК, становится неактивным.
За четыре недели у мышек поседела шерстка, снизилась ее густота и заметно усилилось выпадение, также были отмечены замедленные движения и вялость, в общем, все те изменения, которые напоминают настоящее старение. Морщинистая кожа появлялась на 4-8 неделях после индукции мутации и у самок проявилась более выраженно, чем у самцов. Фото ниже наглядно демонстрируют потерю шерсти и морщинистую кожу у мыши после двух месяцев приема доксициклина, и ту же самую мышь месяцем позже (после прекращения приема доксициклина сразу начинается восстановление истощенной митохондриальной ДНК).
Морщинистая кожа мышей в эксперименте соответствовала состоянию кожи, которое формируется и при старении, вызванным внутренним состоянием организма, и при старении, вызванным воздействием внешних факторов. Старение, вызванное внутренним состоянием организма это естественный процесс старения, а вызванное внешними факторами – результат воздействия этих факторов (чрезмерное нахождение на солнце, многолетнее курении, стресс).
Помимо этого у мышей было отмечено увеличение количества клеток кожи, аномальное утолщение наружного слоя кожи, дисфункция волосяных фолликулов и усиление воспаления, которое способствует развитию патологий.
В коже также проявились нарушения баланса между матриксными ферментами металлопротеиназами и их тканеспецифичным ингибитором. Этот баланс необходим для регуляции количества коллагеновых волокон, которые предотвращают появление морщин.
У мышей с индуцированной мутацией уменьшилось содержание митохондриальной ДНК, изменилась экспрессия митохондриальных генов, появилась нестабильность белковых комплексов, участвующих в окислительном фосфорилировании.
Обращение мутации вспять полностью восстанавливает функции митохондрий, а вместе с ними исчезают и все патологии кожи и шерсти. Это наблюдение доказывает, что митохондрии это регуляторы старения кожи и волос, и наблюдение это, надо сказать, удивительное.
для сайта carence.ru